Классификация коммерческих объектов недвижимости

Коммерческая недвижимость характеризуется использованием для осуществления предпринимательской деятельности, и, несмотря на схожесть некоторых функциональных особенностей, она отделяется от жилой и производственной недвижимостей. Слово "коммерческая" по отношению к недвижимости показывает, что она служит местом для осуществления действий по продаже товаров и услуг (латинское слово "commercium" переводится как "торговля"). Однако, специфика многих товаров и услуг такова, что они продаются практически в том же месте, где и производятся. Таким образом, коммерческая недвижимость включает в себя не только торговые площадки и магазины, но и многие объекты, в которых создаются товары или оказываются услуги.

Функционально коммерческую недвижимость структурируют по предназначенности: для офисной деятельности, для организации торгового процесса, для культурно-развлекательной деятельности, для организации общественного питания, для бытового обслуживания (сервиса), для гостиничной деятельности, для отдыха и оздоровления; а также гаражи и склады. Кроме того, к коммерческим можно отнести нежилые помещения, назначение которых формально не определено, но потенциально реализуемо для вышеперечисленных целей и процессов предпринимательской деятельности.

Каждый функционально выделенный вид коммерческой недвижимости можно дальше структурировать по важным для его оценки критериям. Несмотря на присущую каждому виду особенность выбора показателей и важности их значений можно выделить четыре обобщённые группы таких критериев: качество, месторасположение, размер и цена.

Офисная недвижимость предназначена для осуществления управленческой и представительской функций компаний и сопутствующих им бизнес-процессов (бухгалтерия, архив и т.д.). К объектам офисной недвижимости относятся: офисные здания и помещения, залы для конференций и презентаций, банки и т.п. Для классификации офисной недвижимости используются такие критерии: целевое назначение, возраст и расположение здания; архитектурное, конструкционное, планировочное и отделочное исполнение, инженерные решения, инфраструктура, система управления зданием, сервис и паркинг. Причём если ранее использовался критерий местоположения (чем ближе к центру города, тем выше класс объекта), то в современной практике этот показатель потерял свою важность из-за новых офисных комплексов международного уровня, построенных вне центральных частей крупных городов. И ему на смену пришёл показатель расположения, то есть оценка доступности со стороны транспортных линий.

Торговая недвижимость предназначена для осуществления продаж и непосредственно связанных с ними операций (реклама, складирование товаров, послепродажный сервис). К ней относятся: торговые павильоны и киоски, магазины и супермаркеты, аптеки, автомобильные салоны, а также торговые комплексы (центры). Критерии классификации подобны критериям для офисной недвижимости. Дополнительными показателями служат номенклатура товарного ассортимента и удобство для посещения покупателем. Кроме того важным критерием может стать наличие рядом других, так называемых "центров притяжения покупателей".
Для объектов, относящихся к другим видам коммерческой недвижимости трудно подобрать общезначимые критерии, даже внутри одного вида, поэтому их оценка носит более специализированный и частный характер.