Столица или пригород: где лучше снимать жилье?

В последние годы многие арендаторы, рассматривая варианты съема жилья, все больше взоров обращают на загородную недвижимость. Среди плюсов такого выбора — экономия на аренде квартиры или съем за те же деньги апартаментов большей площади, экология в разы лучше столичной, больше возможностей проводить свободное время на природе. Однако существуют и факторы, препятствующие намерениям арендовать жилье в пригородной зоне. Прежде всего — необходимость нести финансовые и временные затраты, чтобы попасть на работу, а также отсутствие необходимой для достаточно комфортной жизни инфраструктуры в малых городах.

Конечно же, главным критерием при выборе жилья является его стоимость. Последнее время наблюдается тенденция к приближению цен на аренду в пригородах к столичным. Аренда дешевых однокомнатных квартир в столице сейчас начинается с 2500 грн. Помещений за такие деньги немного, но при желании найти их можно. За эти деньги вы получите жилье в далеко не лучшем состоянии, с маленькой комнатой, крошечной кухней, на значительном расстоянии от метро.

Если посмотреть объявления от арендодателей Вишневого, то окажется, что самые дешевые предложения здесь стартуют от 2400 грн. Причем местные риэлторы отмечают, что это будет жилье в той части города, которая находится подальше от Киева и имеет не лучшее транспортное сообщение со столицей.

Другие города-спутники предлагают более экономные варианты. По словам специалиста по недвижимости ирпенского АН «Обериг» Виктора Федотова, стоимость жилья, которое сдается в аренду в их регионе, отличается от столичных окраин не существенно — разница составляет около 10-25%.

«И такая ценовая ситуация наблюдается на всем Правобережье пригородной зоны в пределах 15-километровой зоны. Однако если отъехать от столицы более чем на 25 км, можно найти квартиры вдвое дешевле киевских», — отмечает Виктор Федотов.

Так же оценивает ситуацию на рынке пригородной аренды директор столичного АН «Виктория и Ко» Анатолий Карпа. Каждый километр удаленности от Киева снижает стоимость аренды и динамика снижения достаточно существенная — от 10 до 50%. При этом он отмечает, что недвижимость Левобережья стоит не меньше, чем жилье на правом берегу пригородного региона. Но предложений на Правобережье значительно больше.

По словам Анатолия Карпы, в основном квартиры в пригороде интересуют киевлян без собственного жилья или представителей рабочих специальностей из других регионов страны. Как отмечают эксперты рынка, жилье за пределами столицы часто снимают студенты, менеджеры низшего звена, представители сферы услуг, которые не могут себе позволить отдельную квартиру в столице. Причем, как правило, это молодые люди до 30 лет.

«Часто таким жильем интересуются молодые семьи с детьми. Они ищут экологически чистые и тихие места, безопасные для здоровья и с возможностью отдыха на природе», — говорит Виктор Федотов.

Ориентируются такие потребители в основном на предложения в низком ценовом сегменте. Для них оборудование квартиры стиральной машиной, наличие телефона и прочих удобств в основном отходит на второй план. Главное — снизить свои расходы на аренду. Хотя в последнее время наблюдается тенденция к увеличению заинтересованности более качественным жильем. Это слой арендаторов, для которых вопрос выбора между столицей и пригородами стоит в возможности получить больше «плюсов» за те же деньги. Это касается как размера арендуемого жилья, так и наличия современного ремонта, хорошего оснащения квартиры и т.д.

Многие опасаются отсутствия в городах-спутниках достаточно развитой инфраструктуры. По словам риэлторов, они не видят значительной разницы между уровнем развития инфраструктуры в пригороде и мегаполисе. На протяжении последних лет уровень бытового комфорта в населенных пунктах рядом со столицей значительно сократил свое отставание. Здесь в достаточном количестве присутствуют магазины, появляются современные торгово-развлекательные центры. Активно развивается малое предпринимательство, а, соответственно, и сфера услуг.

Однако те, кто снимает здесь квартиры, все же находят определенные недостатки. Один из них Виктор Дорофеев, снимающий вместе с женой и трехлетним сыном двухкомнатную квартиру в Украинке.

«Вместе с коммунальными услугами квартира нам обходится примерно в 3200 грн. Такое же жилье в Киеве стоит, как минимум, на 1000 грн дороже. Рядом с домом есть магазинчики, банк, парикмахерская, аптека, недалеко супермаркет. Были проблемы с устройством сына в детский сад, но они есть и в Киеве. А вот с чем здесь действительно трудно — так это с кружками и спортивными секциями. Выбирать, по сути, не из чего», — отмечает мужчина. При этом он рассказал, что в городах под самым Киевом эта проблема не стоит так остро. Но и цены на жилье там выше.

Вместе с тем эксперты отмечают, что в области арендаторы гораздо чаще, чем в столице, сталкиваются с проблемами, связанными с жилищно-коммунальным хозяйством. Во многих городах нередко возникают перебои с горячим водоснабжением и отоплением, вывозом мусора.

Наибольшим спросом у арендаторов пользуются Вишневое, Бровары, Борисполь и Вышгород. Далее за ними следуют Ирпень и Обухов. Чуть меньше внимания приковано к Буче, Украинке и Василькову. Однако при выборе места съема немалое значение имеет и место работы арендатора. Те, кто работает в левобережной части Киева, например на Дарнице или Позняках, как правило, рассматривают варианты в Броварах или Борисполе.

Виктор Федотов убежден: в радиусе 15 км от города популярностью пользуются все населенные пункты, независимо от направления. Главное, чтобы они имели развитую транспортную развязку. Его поддерживают и областные риэлторы. По их словам, жилье за пределами столицы снимают в основном не богатые клиенты. Из них редко кто имеет собственный автомобиль. Поэтому одним из важнейших критериев выбора квартиры является возможность добраться до Киева общественным транспортом. Также существенным фактором является стоимость поездки, ведь на некоторых маршрутах она достигает 10 грн. То есть каждый день придется тратить до 20 грн только на то, чтобы попасть в Киев и вернуться домой. Таким образом, за месяц транспортные расходы могут превысить 400 грн, а если в семье работает двое, то 800 грн. С учетом потерь времени это делает аренду в пригороде нецелесообразной.

Также не стоит забывать о загруженности дорог на подъездах к Киеву. Более-менее свободные магистрали из Броваров, Вышгорода, Обухова и Украинки. Так же без препятствий можно ехать и по Бориспольской трассе. Но сама поездка по Борисполю из-за большого количества светофоров может занять немало времени. Кроме того, утром, особенно по понедельникам, возникают заторы на подъездах с Одесской и Житомирской трасс. Однако наиболее загруженной в часы пик остается трасса Киев-Ковель, так называемая «Варшавка». Здесь в отдельные дни на въезде в столицу можно простоять более часа. Если для жителей Ирпеня эта проблема частично решилась с открытием новой дороги в Киев, то жители Гостомеля и Бучи вынуждены ежедневно тянуться в пробках.

Частично ситуацию спасает железнодорожный транспорт. Для примера: из Бучи за 25 минут и 4 грн можно доехать до станции метро «Святошин». Электрички в часы пик ходят довольно часто, и ждать на платформе долго не придется. Однако и тут не все однозначно. Жители Вишневого уже несколько месяцев жалуются на то, что электрички ходят не по графику, опаздывают, а то и вообще не приходят.

«Через Украинку проходит всего три электрички в день, — жалуется Виктор Дорофеев. — Поэтому ими пользуются только те, кто ездит на работу в определенное время. Другие ездят исключительно маршрутками».

Эксперты советуют перед выбором места жительства хорошо взвесить все «за» и «против». Они убеждены: стопроцентно удобным вариант жилья в пригороде будет для семьи с детьми, в которой работает один из родителей. Другие должны просчитать, компенсирует ли более низкая стоимость аренды финансовые и временные затраты, которые придется нести в связи с необходимостью жить за городом.

Для этого можно воспользоваться простой формулой. К средствам, что вы платите за съемное жилье, следует добавить месячные расходы каждого члена семьи на транспорт, а также стоимость часа труда, умноженную на время, которое вы проведете в транспорте.