Дома и дачи, сараи и гаражи – все, что понастроили за неполные четверть века хозяйственные украинцы без разрешения на то государства, отныне можно узаконить. На этой неделе вступил в силу так называемый закон об амнистии самостроев.
Речь идет о сооружениях до трехсот квадратов. Выгоды для владельцев очевидны. Самовольно возведенный дом или дачу нельзя продать, передать в наследство, провести там газ или воду. А вот если узаконил – все дороги открыты. Но, оказывается, это выгодно не только владельцам.
Самострой. За незаконное строительство зданий в Украине полагаются не очень большие штрафы. От 4250 гривен за вот такой гараж или эту милую постройку и чуть более полутора миллиона за вот такой дом.
Сегодня штрафуют не очень активно.
Возможно, их было бы меньше, но до недавнего времени процедура законного строительства была крайне сложной, длинной и запутанной.
Появилось множество схем легализации – через суды и через подкуп чиновников. С ног на голову: сперва строим – затем оформляем разрешение на строительство. Сейчас эта схема временно узаконена Верховной Радой. Объекты, возведенные без разрешений, хотят зарегистрировать и не дать в будущем процветать строительной анархии. Не сносить же их, в конце концов. Там же люди.
«Строительная амнистия» распространяется не на все постройки, а только на жилые дома, садовые и дачные домики, хозяйственные постройки и сооружения общей площадью до 300 кв. метров, а также сельзохпостройки. И, по мнению юристов, этот щедрость государства – очень прагматична.
Оплачивать налог придется соответственно квадратуре, а это значит – впереди ревизия площадей всех без исключения построек и пристроек. И если у вас больше 120 квадратных метров – поздравляем: вы плательщик налога на недвижимость. Можно, конечно, не спешить с легализацией – но рано или поздно и налог заплатишь, и штраф.
Но любую ли постройку можно узаконить? К примеру, что делать со зданием, нагло стоящим на проезде?
Вот на карте садового товарищества есть проезд. Это дорога. Это должен быть пожарный проезд. Вот он на карте есть, а в реале – вот как это выглядит. Проезда нет. Тут закрыта территория, и там дальше видим какое-то строение. Очевидно, что пожарная машина здесь не проедет.
Такая постройка, если у хозяина нет больших коррупционных связей, обречена. У любой постройки должно быть так называемое обоснование земельного участка. Нет его – владельца оштрафуют, а здание снесут – за его же счет.
Бульдозер – это лучшее средство воздействия. Воздействовать бульдозером можно не на все незаконно построенные объекты.
А теперь рассмотрим конкретный жизненный пример о том, как сперва построить, а затем узаконить вот такой дом.
Это Тамара. Тамара всю свою жизнь прожила в съемных квартирах, мечтая о своей собственной. К 2014 году она наконец скопила нужную суму и приобрела квартиру в строящемся доме.
С тех пор Тома живет на чемоданах, ожидая ключей от квартиры. Вот только дом был построен незаконно. Как и множество домов скандально известного застройщика Анатолия Войцеховского. Стройка остановилась в тот момент, когда можно было легко убедить покупателя, что осталось совсем чуть-чуть.
Люди ждали. Многие оплатили сто процентов. А хеппи-энда все не было.
Конфликты вокруг дома начались еще на этапе рытья котлована. Местные жители протестовали: их дома начали трещать по швам из-за активной стройки. Другие хотели оставить в этом месте зеленую зону для отдыха, как собственно и обозначено в генеральном плане Киева.
В тренде
Украинцам разрешат выбирать банк для получения зарплаты
Но соловьиные рощи вместо дома – это лирика. Дом возводили с боями, отбиваясь от любителей природы, хранителей облика города и блюстителей генерального архитектурного плана Киева.
Строился дом без согласований с водоканалом и пожарными.
Пожарных рассчетов в городе, способных работать на высоте 32-этажного здания, лишь два, и оба слишком далеко от объекта. Кроме того, в строительстве использованы уже запрещенные пожароопасные материалы.
«Господин Войцеховский нарушил все нормы. По разрешению дом должен быть или 9 или 16 этажей, но, как вы видите, 32 этажа. Поэтому нужно получать документы заново и делать это правильно в нормах закона», – рассказывает пострадавшая от строительной аферы, член правления обслуживающего кооператива «Сырецкий Гай» Елена Ошека.
Анатолия Войцеховского арестовали, а затем отпустили. А достраивать дом некому – нужны еще десятки миллионов гривен на подвод воды, подключение к канализации, разводку электричества, строительные работы.
Деньги отданы все. Доплаты просто нереальны.
Правда, застройщик не успел продать несколько квартир – они могут пойти на погашение части необходимой сумы, но основную часть денег планируют истребовать у городских властей, допустивших эту аферу. Но самое главное, как бы это ни было смешно, – надо получить разрешение на строительство. И вот здесь возникает самый главный вопрос. А будет ли такое разрешение? Место, на котором строили – опасное.
«У нас есть выписка из градостроительного кадастра – эта территория полностью находится в смещенно-опасном участке. Плюс здесь есть повышенная степень грунтовых вод», – рассказывает местный житель, юрист Татьяна Чернышенко.
Местный житель указывает на эту опасную угрозу. «Тут же кругом плавуны. Плюс вибрация от железной дороги идет колоссальная», – говорит Юрий Полторацкий.
Этот склон под 32-х этажным домом в период активного подземного водохода, размывается и происходит сдвиг грунта. В этот момент дом может просто обрушиться.
За объектами, которые возводятся на киевских склонах, следит особый орган – специальное управление противооползневых подземных работ. Сюда застройщик не обращался.
В департаменте градостроения и архитектуры идут навстречу пострадавшим в афере. Уже получены некоторые документы на дом, в частности, градостроительные условия. Они хоть и противоречат генеральному плану города, но все же дают надежду Тамаре и ее товарищам по несчастью на светлое будущее в новых квартирах. Но кто ответит, если дом рухнет?
Напомним, в КГГА разработали дорожную карту для ввода в эксплуатацию недостроенных домов.
Ранее в Гепрокуратуре заявили, что Войцеховский в соучастии с другими лицами в 2004-2013 годах приобрел доли в уставных капиталах ряда предприятий и с их помощью самовольно захватил земельные участки под строительство 40 объектов.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram