Домой Украина К чему привела скандальная «реформа БТИ»?

К чему привела скандальная «реформа БТИ»?

У всех, кому приходилось оформлять права собственности на недвижимость, слово из трех букв БТИ (Бюро технической инвентаризации) неизменно вызывает неприятные ассоциации, связанные с очередями, волокитой и бюрократией.

Но все познается в сравнении. С начала года функции регистрации имущественных прав на объекты недвижимости окончательно переданы от местного самоуправления в лице БТИ к государственной власти в лице Государственного реестра.

Вместо обещанных властью упрощения процедур, их удешевления и сокращения времени на их проведение вышло все с точностью до наоборот. Проблем с бюрократией и волокитой стало во много раз больше, о чем свидетельствует шквал материалов в СМИ. Но это «цветочки», вслед за которыми по прошествии времени обязательно последуют «ягодки». Правовой хаос, созданный более чем сомнительным с юридической точки зрения решением по передаче функций, может стать причиной масштабных злоупотреблений в сфере имущественных прав юридических и физических лиц вплоть до их мошеннической экспроприации у нынешних собственников. Естественно, что подобного криминала хватало и при старой системе, но в новых условиях объемы преступлений могут возрасти на порядки, превратившись в настоящий кошмар для нас, рядовых владельцев квартиры, дачного домика, земельного надела, не защищенных от беспредела деньгами и/или влиянием. Впрочем, мошенничество может коснуться и богатых, которые, как известно, «тоже плачут». А еще реформации в области технической инвентаризации зело напоминают скандальный «Хюндай»…

О том, что проблемы назревают, специалисты, эксперты, народные депутаты, руководители БТИ и главы местного самоуправления кричат уже давно, обращаясь к президенту, премьеру, его заместителям, Кабмину в целом. Власть отмалчивается или отмахивается. И только недавно премьер Азаров неожиданно проснулся и решил срочно уволить за плохую организацию работы Государственной регистрационной службы главу этого ведомства Леонида Ефименко после того, как в СМИ разгорелся скандал на тему бардака в работе реестра при регистрации имущественных прав на недвижимость. Итак, «козел отпущения» уже найден. Вот только хочется спросить Яныча: куда он смотрел, когда подведомственный ему Минюст Лавриновича проталкивал откровенно сырые и нерабочие законопроекты?!

Но премьер изображает святую невинность, заявляя на заседании Кабмина: «Мы положили конец монополии печально известного БТИ… Процедуру регистрации сократили с 14 до 3 дней (ага! щас! — Авт.). Все так хорошо задумано. Но как выполняется?» Сей спич зело напоминает нетленно-затасканное о «хорошем царе и плохих боярах». А может, проблема не в Госреестре, а в самой новации — дурацкой, непродуманной и явно направленной не на улучшение тяжкой судьбины рядового гражданина, а на перенаправление больших денежных потоков от выручки за регистрацию и инвентаризацию недвижимости от местного самоуправления к Министерству юстиции? Может, начинать карательные меры нужно не с «мальчика для битья», а прямо с министра юстиции Лавриновича, который под видом реформ втянул страну в очередной «Хюндай»?!

А ведь предупреждали же, что это плохо окончится. Взять хотя бы письмо Ассоциации городов Украины на имя Виктора Януковича за подписью главы парламентского комитета по вопросам государственного строительства и местного самоуправления Александра Омельченко и еще 132 (!) мэров городов всей страны — от Закарпатья на западе до Луганщины на востоке и от Черниговщины на севере до Крыма на юге. Специально обращаем внимание, что документ датирован еще 5 октября 2011 года. Указывая на необходимость производить государственную регистрацию права собственности на недвижимое имущество в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации имущественных прав на недвижимое имущество и их отягощений», «капитаны местного самоуправления» обращают внимание на тот факт, что вопрос учета и технической инвентаризации объектов недвижимости остается неурегулированным. Попытка принятия летом 2011 года закона об учете и технической инвентаризации объектов недвижимости провалилась: закон был справедливо раскритикован, заветирован и снят с рассмотрения.

После письма Ассоциации городов прошел год и три месяца, неурегулированность вопроса осталась, зато нарастает крайне опасный хаос, о котором предупреждали главы местного самоуправления. Прежде всего это выражается в том, что органы БТИ на местах исчезают, люди увольняются, новосозданные органы госрегистрации объектов недвижимости с задачами не справляются и соответствующих специалистов не имеют, нотариусы боятся заверять сделки купли-продажи недвижимости, рынок недвижимости остановился, бюджеты всех уровней и Пенсионный фонд не получают положенных отчислений от сделок.

Начальник Луганского БТИ Владимир Корниенко в интернет-издании «Полемика» приводит любопытные цифры. Выручка вверенного ему хозрасчетного учреждения за 2012 год составила 14 млн грн. Из них, по словам Корниенко, 7 млн грн осталось в городе в виде налогов и отчислений в социальные фонды. Теперь эти деньги будут получать нотариусы — самозанятые, часто работающие на едином налоге. Как уйти от налогов — они найдут. Регистрационную службу и вовсе придется финансировать из бюджета. Город недополучит приличную сумму — и это не только потери бюджета, этим еще и выбивается финансовая основа местного самоуправления, которое вынуждено канючить деньги в Киеве.

К этому еще и добавилась «художественная самодеятельность» Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Своим приказом № 658 от 28.12.2012 министерство утвердило изменения в инструкцию о порядке проведения технической инвентаризации объектов недвижимости. В документе говорится, что техническую инвентаризацию теперь могут производить любые субъекты хозяйствования, в составе которых имеются хотя бы один исполнитель, прошедший профессиональную аттестацию в МинрегионстройЖКХ. Более того, приказ, по сути, прекращает полномочия местного самоуправления в вопросе техинвентаризации, что само по себе есть «бред сивой кобылы»: не может министерский приказ сужать права и полномочия местного самоуправления, гарантированные Конституцией и Европейской Хартией местного самоуправления, ратифицированной Украиной!

По мнению Ассоциации городов, налицо в корне неверный подход к проблеме. Власть рассматривает техническую инвентаризацию как вид предпринимательской деятельности, в которой следует создать конкурентную среду, устранив с рынка регионального монополиста в лице БТИ и дав право заниматься этим видом деятельности многим субъектам хозяйствования. В Ассоциации городов же справедливо настаивают, что ведение учета и технической инвентаризации — это не «оказание услуг населению», а обеспечение государством конституционного права граждан на собственность, и логично оставить эту функцию местному самоуправлению, являющемуся самым близким к людям властным институтом .

В вышеуказанном письме Ассоциации на имя Януковича содержится широкий перечень негативных последствий, к которым может привести разрушение существующей системы регистрации права собственности и передача этих функций частникам: Органы местного самоуправления утратят достоверную информацию об объектах недвижимости всех форм собственности, что сделает невозможным взимание налога на недвижимость, формирование градостроительного кадастра, формирование программ социально-экономического и культурного развития территорий, начисление субсидий, распределения жилья и т.д. Возникнет риск создания частных монополий и подорожания услуг с целью извлечения сверхприбылей, что лишит территориальные общины возможности влиять на стоимость и качество услуг; в то же время, сейчас, даже с поправкой на коррупцию и злоупотребления, БТИ хотя бы юридически находятся под контролем громад через органы местного самоуправления, которые регулируют тарифы на их услуги и их деятельность. Возникнет проблема содержания архива инвентаризационных дел, проблема обмена достоверной и актуальной информацией между архивом и несколькими предоставляющими услуги субъектами, что чревато выдачей нескольких правоустанавливающих документов на один и тот же объект. В связи с предыдущим, возрастет опасность мошеннического отчуждения имущества, рейдерского захвата жилья, общая коррупционность процедур и т.д.

К тому же, внесение объектов недвижимости в Госреестр не является чем-то новым, а было начато еще в 2002 году во времена «первого пришествия во министры» Лавриновича. Те сделки, которые проводились после этого, в реестр вносились. Затем пошел слух, что более ранние правоустанавливающие документы будут считаться недействительными, если они в реестр не внесены. Вскоре последовало разъяснение, что если документы легитимны, то право собственности подтверждается даже без внесения в реестр. Часть граждан по собственной инициативе обратилась, и данные были внесены. Но значительная часть до сих пор даже понятия не имеет, что имеющиеся у них на руках бумажные правоустанавливающие документы нужно внести в реестр. По словам начальника Луганской БТИ, в городе только 40% объектов внесено в реестр. И такой бардак по всей стране! И какое плодородное поле для махинаций…

Информпространство уже переполнено живописаниями на тему криминальных последствий новации. Будет большим преувеличением полагать, что внесение в госреестр сделало право собственности более защищенным. Продавец объекта должен предоставить нотариусу документ, удостоверяющий, что он действительно является владельцем, что объект не аварийный и соответствует нормам, наконец, что этот объект вообще существует в природе. Как продавец это теперь должен доказывать — нигде не прописано. Технический паспорт на объект недвижимости и заключение БТИ теперь не требуются, техник БТИ теперь на место не выезжает. Доступ к реестрам недвижимости и отягощений нотариусы имеют, но должны, по сути, верить клиентам чья недвижимость не внесена в реестр, на слово. Даже наличие доступа к реестру мало что дает, ибо, повторим, там содержатся далеко не все данные. В результате можно не только мошенническим путем продать чужую и/или несуществующую недвижимость, но и легализовать криминальные деньги купив/продав объект недвижимости, которого нет в природе с целью отмыва денег.

* * *

С просьбой прокомментировать все более обостряющуюся ситуацию вокруг учета и технической инвентаризации объектов недвижимости автор обратился к Главе Украинской ассоциации бюро технической инвентаризации «УКРТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ» Леониду Черненко.

— Леонид Харитонович, не могли бы Вы дать свою оценку происходящему?

— Почти 80 лет органы местного самоуправления проводили техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества. В результате были созданы материалы технической инвентаризации, которые являются основой для оформления правоустанавливающих документов на объекты недвижимости. Эти материалы являются собственностью местного самоуправления и, согласно статье 142 Конституции, относятся к материальной основе местного самоуправления. Более того, в статье 30 Закона Украины «О местном самоуправлении» однозначно говорится о том, что именно органы местного самоуправления осуществляют полномочия по учету и технической инвентаризации недвижимого имущества всех форм собственности. Наконец, передача материалов технической инвентаризации органам юстиции в корне противоречит Европейской Хартии местного самоуправления, ратифицированной Украиной в 1997 году, поскольку таким образом сужаются полномочия самоуправления, тогда как Хартией предусмотрена передача на места как можно большего объема полномочий.

— То есть выходит, что скандальные приказы МинрегионстройЖКХ абсолютно незаконны, а требования передать материалы технической инвентаризации госреестру противоречат Конституции и законам?!

— А их пока никто не передавал. Для этого нет никакого юридического основания.

— А как же разговоры о том, что недоразогнанные остатки БТИ на местах насильно заставляют передавать материалы органам госрегистрации?

— Что творится на местах — сказать трудно. Но в столице ничего не передается. Повторяю, для этого нет оснований — ни закона, ни иного нормативного акта. А потом: что значит «передать» или «отдать» собственность территориальных громад? Это что — экспроприация, национализация? Даже если передавать, то должен быть механизм продажи, передачи с баланса на баланс или какой-то иной. Должен быть закон, который депутаты не приняли и, будем надеяться, не примут. Но даже если подобный закон вступит в силу, в каждом городе, поселке, районе должно последовать решение местного представительского органа самоуправления, каковым в столице является Киеврада. Мы не имеем права ничего отдать, иначе мы грубо нарушим закон.

— Выходит, в нынешнем законодательном поле легитимное изъятие технической инвентаризации у местного самоуправления даже на основании специального закона в принципе невозможно, ибо для этого нужно изменить базовый закон о местном самоуправлении, а также Конституцию?

— В общем-то, да.

— Как же сейчас совершаются сделки?

— А никак не совершаются или почти никак! Если в 2012 году «хорошо стоящий» нотариус удостоверял в день 10-15 сделок купли-продажи недвижимости, то сейчас — 1-2 в неделю. Нотариусы боятся ввязываться, ибо за незаконное совершение нотариальных действий им грозят наказания вплоть до тюремных сроков. Оформляют только «свои» для «своих», когда хорошо знают «историю» объекта. Эйфория на тему о том, что технический паспорт теперь не нужен, быстро прошла. Нотариусы при заключении сделки имеют право при необходимости сделать запрос в БТИ, но боятся своих руководителей. В столице и в регионах идут массовые увольнения специалистов БТИ, кое-где осталось около 20% личного состава, и оставшиеся работники просто физически не могут обеспечить документооборот, а работа хозрасчетного БТИ стала нерентабельной. Но даже если передать техдокументацию органам юстиции, то у них нет специалистов по работе с технической и юридической документацией. У нас все, как обычно: одно сломали, другое не построили…

Кстати, о нотариусах: через несколько лет, если Регистрационная служба «встанет на ноги», нотариусы уже будут не нужны для удостоверения сделок, поскольку этим буду заниматься исключительно регистраторы Минюста, по аналогии как это делается в России.

— Но ведь БТИ — это не только квартиры и дачные участки миллионов граждан, но и государственные объекты вплоть до особо важных…

— Так в том-то и дело! Технической инвентаризации подлежат: атомные, тепловые и гидроэлектростанции и другие объекты стратегического назначения; объекты Службы безопасности, Генпрокуратуры, МВД, прочих правоохранительных органов; объекты Верховной Рады, Кабинета Министров; военные части, склады вооружений и боеприпасов, бомбоубежища и объекты Службы по чрезвычайным ситуациям; Банкнотно-монетный двор, золотовалютные хранилища и прочие объекты Национального банка и банковской инфраструктуры; Следственные изоляторы и тюрьмы; объекты коммунальной собственности и инфраструктуры жизнеобеспечения; и так далее.

— Неужели учет и техническую инвентаризацию таких объектов тоже отдадут каким-нибудь частным структуркам? Или у наших государственных мужей все же хватит ума не отдавать на откуп разным «рогам и копытам» хотя бы атомные реакторы?..

— Допуск на подобные объекты для проведения технической инвентаризации частных структур и предпринимателей, в том числе иностранцев и лиц без гражданства, категорически неприемлем! Ведь речь идет о национальной безопасности.

И вообще аналогов проталкиваемых сейчас в Украине новаций невозможно отыскать в мире. Ни в России, ни в Канаде, ни в Европе подобного нет. Например, в Канаде земельный кадастр ведется государственными органами, а учет и инвентаризация объектов недвижимости, расположенных на этой земле, — это прерогатива муниципалитетов, т.е. местного самоуправления.

К тому же, уже есть печальный опыт 20-летней давности. В 1992 году к выдаче документов на право владением землей допустили частников. Вскоре спохватились и эту глупость отменили, а тех частников уже давно и след простыл. Но разборки, суды-пересуды кое-где идут по сей день: на некоторые участки имеется по нескольку актов на разных владельцев.

Сейчас нам предлагают наступить на те же грабли, но уже в деле учета и технической инвентаризации недвижимости. Принесут нотариусу под видом правоустанавливающего документа некую липовую бумажку с фотографией условного Иванова. Техпаспорта и справки из БТИ теперь не обязательны. Техник на место не выезжал, и никто не знает, есть ли тот объект в природе. В архивы БТИ никто не заглядывал, и неизвестно, чей он, реально, какова его история от момента постройки, каково его техническое состояние. Частные оценщики вместо техника БТИ? Да им еще и приплатят, чтобы никуда не ездили и в архивах не рылись. А вскоре выяснится, что ваша квартира — уже не ваша…

— А если обратиться к руководству Киева в лице главы Киевской горгосадминистрации Александру Попову. Что он?..

— А что он? Александр Павлович понимает проблему, но сделать ничего не может.

— Понимать-то он, может, и понимает, но под письмом 133 мэров городов на имя Януковича по указанной проблеме подпись Попова обнаружить не удалось. Хотя мэры «базового региона» нынешней власти, т.е. Донецкой и Луганской областей, не боятся критиковать новацию, а начальник БТИ Луганска так и вовсе раздает интервью, не стесняясь в выражениях. Или все дело в том, что Александр Попов — это назначенный путем манипуляций законодательными нормами сверху «местоблюститель», а не законный, избранный на прямых выборах территориальной громады руководитель местного самоуправления?

— Вернемся к приказам Минрегионстрой ЖКХ, которыми «отменили» БТИ и вывели на арену частные структуры, которые чиновники оного министерства будут лицензировать, очевидно, ожидая от этого некие бонусы. Есть мнение, что эти документы незаконны по чисто формальным юридическим признакам.

— Да, приказ министерства № 658 от 28.12.2012 года «Об утверждении изменений к Инструкции о порядке проведения технической инвентаризации недвижимого имущества» был введен с нарушением статьи 9 Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности». По закону, после публикации проекта приказа дается не менее месяца на замечания и предложения юридических, физических лиц, их объединений, а также их последующий анализ. В данном же случае, проект приказа был опубликован 26 декабря 2012 года, а уже 28-го его, в нарушение закона, за № 2212/22524 зарегистрировал Минюст (тот самый! — Авт.) и приказ как бы вступил в силу.

— Но ведь налицо формальное юридическое основание для того, чтобы любой нормальный суд отменил этот норматив по причине того, что грубо нарушена процедура его ввода в действие.

— В настоящий момент административный суд Г.Киева уже рассматривает иски о приостановке действия этого незаконного документа.

— И все же, куда спешат? Ведь новая система сырая, можно сказать, гнилая и не работает, а старую спешат доломать. Закона о передаче данных техинвентаризации нет. Приказ, которым, по сути, пытаются нелегитимно подменить закон, тоже нелегитимен и слеплен на колене в ночь под Новый год. Куда так торопятся?

— Деньги. Огромные в масштабах страны деньги хотят под видом священной борьбы с коррупцией отобрать у местного самоуправления и направить в структуры, близкие к Минюсту. Плюс дополнительные поступления в виде разных лицензий, разрешений, сертификатов, которыми чиновники министерств будут торговать явно не в убыток себе. Например, возьмите двадцать тысяч сертификатов по восемь тысяч гривен каждый. Это же огромные деньги!

— Но пока что с деньгами все «в пролете». Вы же сами говорите, что количество сделок сократилось на порядки…

-Так в том-то и дело! В Украине около 7000 нотариусов. Вот пусть бы Министерство финансов посчитало, сколько налогов в местный и государственный бюджеты, госпошлин и отчислений в Пенсионный фонд от совершенных ими сделок было уплачено в январе 2012 года и сколько — в январе 2013-го? А по первому кварталу провальное падение будет еще более впечатляющим. Вот вам экономическая составляющая этой аферы. О криминальной и организационной мы уже говорили выше.

— Налицо еще один «Хюндай». Под видом новаций и реформаций страну втравили в аферу, за которую расплачиваются граждане, а не авторы этого «шахер-махера». Кстати, автор и идейный вдохновитель «Хюндая» никакой кары не понес, а наоборот — удобно умостился в парламентском кресле, получив не только депутатскую неприкосновенность, но и портфель руководителя комитета Верховной Рады. Похоже, авторы аферы с технической инвентаризации тоже выйдут сухими из воды…

Рекомендуемые статьи

Как правильно выбрать бетонную смесь?

Приобретая бетонную смесь, каждый клиент желает получить товар высокого качества, так как от него зависит результат стройки. Чаще всего, продукцию поставляют сразу со склада...

Днепровский район в Киеве: преимущества жизни

Решились на покупку квартиры в Киеве и выбираете район? Мы докажем Вам, что жизнь в Днепровском районе - одно удовольствие! 1.Удобная инфраструктура Хочешь жить в лучших...

Особенности прямых шлифмашин Бош

Вам нужно провести финишную шлифовку и зачистку изделий, обработать срезы, отполировать поверхность, ободрать старую краску, а также выполнить порядок других работ? В таких случаях...

Выбор идеальной квартиры у моря

Кто не мечтает иметь собственную жилплощадь рядом с морем для постоянного или периодического проживания на время отдыха? Многие покупают недвижимость недалеко от общественных пляжей,...

С рук в руки — недвижимость от застройщика в Турции

Турция является привлекательной для инвестиций страной, где не перестает развиваться рынок недвижимости. Россия находится в тройке самых инвестируемых в турецкую недвижимость стран. Недвижимость от...

Стильные готовые кухни в Киеве

Приобретение кухонных гарнитуров - очень важная и ответственная задача. Оформляя зону кухни, так хочется достичь гармонии и уюта, так как каждая хозяйка знает, что...

Стильные люстры в интерьере

В интерьере каждой комнаты люстра играет далеко не последнюю роль. Подобия современных люстр появились между IV и V веком нашей эры в Древнем Китае....

Охранная сигнализация и ее особенности

Современное охранное оборудование – что это? Как показывает практика, в данном оборудовании нуждается все больше и больше людей, с целью защитить свое имущество от...

Особенности устройства цементно-песчаной стяжки

Такая стяжка незаменима при многих видах строительства и является надежным и долговечным основанием для финишного покрытия пола. Использование стяжки без защиты верхнего слоя даже...

Окна, двери, потолки – рациональный подход к ремонту

Ремонт длится вечно и превращается в стиль жизни. Это утверждение уже давно устарело. Оно стало неактуальным с появлением современных технологий и новых расходных материалов....