С приближением осени нарастает беспокойство обитателей домов старой застройки. Большинство из них уже пережили свой срок эксплуатации и сейчас находятся в аварийном состоянии. Ведь, к примеру, те же хрущевки возводились в 1950 годы не более чем на 50 лет. А сейчас во многих из них уже нарушены системы вентиляции, устарело оборудование по газо- и водоснабжению. Более того, в некоторых уже даже трескаются стены. В том случае, когда спасти здание уже невозможно, жильцам остается одно — требовать признания своего дома аварийным и выделения нового жилья. Как это можно сделать, мы разобрались с помощью юриста ВОО «Защита прав потребителей» Аллы Райковской и гендиректора юркомпании «Правовая гильдия «ВикториАл» Виктора Мороза.
ВАЖНО! Признание квартиры нежилой, а дома аварийным, имеет свой минус: вы не сможете совершать никаких юридических действий со своим жильем: приватизировать, продать, подарить, обменять, прописать в нем родственников, оформить перепланировку.
НА ЧТО ПРЕТЕНДУЕМ
«Если жилое помещение в аварийном доме принадлежало вам на правах собственности, то по закону при сносе вам полагается либо денежная компенсация, либо новое жилье в пределах вашего района, общая площадь которого должна быть в 1,5 раза больше вашей старой квартиры», — объясняет Алла Райковская.
Если власти не могут отселить вас из аварийного дома в новое постоянное жилье, а вам некуда съехать, они, согласно статьи 132-1 ЖК, должны выделить вам помещения для временного проживания в пределах вашего населенного пункта. Как рассказали нам в Минрегионе, в них вас могут поселить на год и больше. А их площадь должна быть не меньше 6 кв. м на человека.
ФОРС-МАЖОР
В одном из районов Киева еще в 2001 году из-за неработающей системы вентиляции была признана аварийной многоэтажка. Тогда же местные власти выделили деньги на покупку новых квартир для ее жителей. Переехать в благоустроенное жилье смогли больше половины семей. Остальные до сих пор ждут переселения. «Недавно нам выделили 12 квартир, но только одна из них попала нам на отселение, — рассказывает жительница дома Нина Анищенко. — Мы подозреваем, что деньги на нас были просто списаны из бюджета». Чиновники в ответ на жалобы жильцов уверяют, что новые квартиры скоро будут предоставлены.
Тем временем юристы советуют не сидеть сложа руки. «Если деньги на квартиры действительно были выделены из горбюджета, а люди не получили положенное им жилье, возможно нецелевое использование бюджетных средств, — приводит пример Виктор Мороз. — Если есть факты, подтверждающие злоупотребления, следует обращаться в суд. К иску нужно приложить документы, подтверждающие выделение средств и распределение жилья. Их должны предоставить вам в течение 10 дней после обращения».
ШАГ 1. СБОР БУМАГ
Пишем заявление. Оно должно быть подписано всеми жильцами. «С ним могут обратиться все жильцы дома, т. е. не только собственники приватизированных, купленных и подаренных квартир, но и те, кто живет в коммунальном жилье либо снимает его», — объясняет Алла Райковская. Если же дом находится в коммунальной собственности, такое заявление, кроме самих жильцов, может подать его владелец, то есть город, поселок, район или ЖЭК.
Просим заключение СЭС и МЧС. Также напишите обращение в санэпидемстанции и МЧС, в котором попросите их специалистов прийти и проинспектировать ваш дом. Такое обследование не является обязательным, но будет иметь дополнительное влияние на будущее решение комиссии, которая придет обследовать ваш дом на предмет аварийности.
В тренде
Как упадут ставки по ипотеке: эксперты поправили прогноз Гончарука
Собираем правоустанавливающие документы. К заявлению приложите нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилье. Это могут быть ордер на квартиру, свидетельство о праве собственности и т. д. Также подайте план жилого помещения с его техпаспортом.
ШАГ 2. ПОДАЕМ ДОКУМЕНТЫ
Все документы вам нужно подать в местные органы власти (райисполком, горисполком). Они создадут межведомственную комиссию, которая будет включать чиновников и экспертов соответствующих контрольных и надзорных органов. К примеру, туда могут войти представители санэпидемстанции, госжилкоммунхоза и т. п.
ШАГ 3. ПОЛУЧАЕМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ
После регистрации заявления у чиновников, по закону, есть месяц для принятия решения. За это время эксперты, уполномоченные комиссией, должны проверить фактическое состояние жилья. После проведения анализа комиссия должна вынести решение. В заключении должно быть указано, что многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Если же в результате выяснится, что дом можно отремонтировать, комиссия может вынести заключение о необходимости проведения капремонта, реконструкции или перепланировки.
ШАГ 4. УЗНАЕМ СРОКИ
Вынесенное решение комиссии передается райадминистрации. Как рассказали нам в Министерстве регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, отселение жителей аварийных домов относится к обязанностям органов местной власти. Райадминистрация (горадминистрация) принимает решение о дальнейшей судьбе конкретного помещения или всего дома. После чего она должна выдать вам на руки документ, в котором будут прописаны сроки отселения жильцов. Это решение выносится на основании положений ст. 7 Жилищного кодекса и Постановления Совета Министров № 189 от 26.04.1984 года. Или же, если дом окажется пригодным для капремонта, вы получите документ о необходимости его проведения. С ним вы сможете обратиться в жэк и потребовать ремонт дома. По словам специалистов Минрегиона, капремонт жилых домов должен оплачиваться за счет средств бюджета вашего города.
ШАГ 5. ЖДЕМ ПЕРЕЕЗДА
После решения исполкома о необходимости сноса дома он должен выделить из подведомственного ему жилья новые квартиры для его жильцов. В решении должны быть указаны адреса домов, в которых предоставят жилье. После чего вы должны сами контролировать процесс переезда на основании официальных документов.
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram