ДомойБез рубрикиОтказ от высоток и запрет парковок: новые строительные нормы изменят жизнь украинцев

Отказ от высоток и запрет парковок: новые строительные нормы изменят жизнь украинцев

В Украине запретят строить парковки внутри городских дворов, пожарным машинам обеспечат подъезд к домам, а детские сады можно будет открывать прямо в многоэтажках — в Минрегионстрое подготовили новые Государственные строительные нормы (ГСН).

Главное

Как разъяснил вице-премьер и министр регионстроя Геннадий Зубко, изменятся четыре ГСН. Первая — «Планирование и застройка территорий». Главное в ней — вводится максимальная плотность застройки: для 4-этажных домов это 45% площади каждого гектара, для 5—8-этажных — 40%, для 12—25-этажных высоток — не более 30%. Эта мера позволит ограничить плотность населения на 1 га до 450 чел. с возможностью повысить ее на 20% (до 540 чел.), если в 500 метрах есть, например, лес или парк, крупные магазины.

Сейчас плотность проживающих можно повышать до бесконечности, что уже привело к перенаселению вдвое, например, в отдельных микрорайонах на столичных Позняках, плотно застроенных 22—25-этажными «свечками». Ограничивают ГСН и этажность: в городах с населением до 50 тыс. чел. не может быть выше трех этажей, в более крупных (100—150 тыс. чел.) — только 9-этажки, и лишь в мегаполисах — дома высотой более 20 этажей, правда, тоже почти без ограничений.

К высоткам должен быть обеспечен подъезд пожарных машин со всех сторон, а не с одной, как сейчас. Вводятся понятия «зеленой» (нельзя строить в парках и рекреационных зонах) и «голубой» (ограничение высотности) линий, определяемых местными властями. Запретят размещать паркинги на территории жилкомплексов. Альтернатива — дорогие подземные гаражи или открытые площадки за 300—500 м от расположения дома.

Вторая новая ГСН — «Улицы и дороги населенных пунктов» — предусматривает создание безбарьерного проезда для лиц с инвалидностью (понижение в отдельных местах бордюров для заезда и съезда, дорожки для инвалидных колясок), островки безопасности на нерегулируемых пешеходных переходах, ограждение столбиками-отбойниками остановок общественного транспорта, запрет автопарковок на дорогах и тротуарах (сейчас разрешено).

Наконец, еще две ГСН касаются школ и дошкольных учреждений. Вводятся требования к снижению энергозатрат на их обогрев за счет утепления, установки приборов автоматического регулирования обогрева. В классах на одного ученика должно быть не 2-2,4 кв. м, а минимум 3 кв. м площади. Также намечен постепенный отход от традиционных классных комнат с партами к открытому пространству, где ученики будут сидеть вкруговую возле столов. Дабы дети с особыми потребностями могли заниматься с остальными детьми, в школах должны со временем появиться пандусы, подъемники, расширят дверные проемы для проезда колясок (с 80 до 100 см). Важный момент — на первых-вторых этажах жилдомов разрешено размещать детские сады и ясли, рассчитанные на 120 детей.

Эксперты

Специалисты поддерживают новые ГСН, но с оговорками.

«Нет возражений против адаптации инфраструктуры для людей с инвалидностью, обеспечения безопасности пешеходов, разрешения размещать в жилдомах детсады и ясли, — сказал нам эксперт Виктор Несин. — Правильное решение — ограничить плотность застройки, это улучшит экологию. Но вырастет стоимость квартир, так как застройщик сможет на той же площади построить меньше домов. Прежде всего подорожают смарт-квартиры площадью до 30 кв. м».

Иного мнения эксперт консалтинговой компании Сергей Костецкий:

«Сейчас спрос на квартиры меньше предложения, поэтому повышать стоимость «квадрата» застройщики пока не могут, а значит, будут работать на грани нулевой рентабельности».

В то же время ответственность за нарушение ГСН остается прежней: штраф за проектирование застройки с нарушением норм — почти 160 тыс. грн, а за неисполнение предписаний Госархстройконтроля — почти 26 тыс. грн.

Парковки: яблоко раздора

Камнем преткновения стало решение властей о выносе парковок за территорию микрорайонов. Несин говорит, что идея реализуема только в зонах новой застройки, а в уже заселенных микрорайонах она практически невыполнима.

«Мало кто захочет ехать к месту стоянки на общественном транспорте или идти до него пешком 500 м и более, — говорит Несин. — В многих новых домах есть подземные паркинги, но они наполовину пустые, так как стоят необоснованно дорого — до $20 тыс. за 15—20 кв. м. Если власти попробуют ликвидировать стихийные автостоянки силовыми методами, это может вызвать социальную напряженность».

Костецкий также пока не видит решения проблемы:

«Застройщик вряд ли будет закупать дополнительно землю для парковок, а в уже существующих зонах застройки с высокой этажностью убирать стихийные и законные парковки некуда. Подземные паркинги сейчас мало строят, так как они обходятся намного дороже, чем квартиры экономкласса: нужны тысячи кубометров бетона — паркинг должен выдержать вес высотки, построенной над ним».

Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram

Рекомендуемые статьи