Свое жилье — мечта, осуществить которую по-прежнему стремятся многие, но экономический кризис вносит свои коррективы. О том, насколько они отражаются на рынке недвижимости, чем и как он живет и какое у него ближайшее будущее, выясняла «Сегодня», отправившись на «квартирный базар». Мы поговорили с главными участниками «торгов» — риелторами, продавцами и покупателями.
БРОКЕРЫ
Любовь, пережившая на рынке недвижимости многих своих коллег, с грустью сообщает, что такого «затишья» еще на ее памяти не было. За неделю может быть только два-три звонка и ни одного просмотра. А последняя сделка была месяц назад, поэтому Любовь серьезно подумывает сменить работу. Хотя работать на кого-то после свободного графика и пусть единоразовых, но не плохих процентов от сделки непросто. Подобная ситуация и у ее коллег, а маленькое агентство, принадлежащее знакомой, вовсе закрылось — нет покупателей.
Показательный случай был с объявлением, в котором ошиблись и указали стоимость квартиры $155 000 с евроремонтом по цене аналогичного жилья «после строителей», а это минимум на $25 000 дешевле. Несмотря на такую «смешную» цену, никто не позвонил.
В ближайшее время улучшения Любовь не прогнозирует: покупатели ждут, пока цены упадут более, чем на 50%, продавцы же снижать их более чем на 5% не собираются. И уж совсем усугубили ситуацию банки, которые стали отказывать в выдаче кредитов.
Коллега Любви Роман настроен более оптимистично: он занимается не только оформлением сделок и посредничеством между продавцами и покупателями, но и оказывает помощь в получении кредитов. Правда, «единичку» за $78 000 продает уже несколько недель, хотя прежде она бы не «провисела» более недели (напомним, средняя цена 1-комнатной квартиры в спальном районе — $85 000 ). Роман старается специализироваться на самом «ходовом» товаре — «единичках», а вот «двушки», по его словам, практически перестали брать. Счастье, если удается продать «трешку», что было месяца полтора назад. Разница между ценой двухкомнатной и трехкомнатной квартиры невелика, и если деньги нашли на «двушку», будут и на «трешку».
Как хороший психолог, Роман обещает «скинуть» при реальной заинтересованности клиента от 1 до 5% от стоимости квартиры, лишь бы покупатель был не «липовый». Правда, старается не связываться с новостроем: по его мнению, на этом рынке цены упадут минимум на 20%. Относительно будущего Роман не обольщается: рынок переполнен как «первичкой», так и «вторичкой». Последняя, по его мнению, до февраля упадет на 10% — народ боится вкладывать деньги в новострой, поэтому многие переключились на б/у жилье.
Нина Васильевна, работающая с недвижимостью более 10 лет, говорит, что подобной ситуации не помнит: одна сделка в месяц! Держится она только за счет постоянных клиентов — бизнесменов из регионов, вкладывающих свои сбережения в столичную недвижимость. Реальных покупателей единицы, да и те бегают, высунув языки в поисках денег: банки кредиты не выдают, а таких сумм у людей нет. О том что будет Нина Васильевна даже предположить не может. Слишком стремительно обрушился кризис: еще в мае она имела стабильный доход.
ПРОДАВЦЫ
Бизнесмен Владимир получил в наследство от бабушки однокомнатную «хрущевку» в спальном районе. Поскольку своим жильем он обеспечен, квартира сына почти достроена, да и дача у него есть, Владимир решил обновить свою машину на вырученные от продажи деньги. Просит недорого: $82 000 и не сомневается, что квартира уйдет за пару недель. «Не в банк же их нести, а квартиры начинают дешеветь, вот и решил «пристроить» бабушкино наследство, пока цены совсем не упали», — рассказывает Владимир. Машину он берет хорошую, тысяч за $60, а на оставшиеся деньги сделает жене дорогой подарок: хранить деньги в драгоценностях во все века надежно.
Олег Васильевич продает свою однокомнатную квартиру за «смешные» по нынешним временам $57 000 в городе Вишневое, что под Киевом уже второй месяц и готов «скинуть еще $1,5—2 тыс. Квартира находится на втором этаже 3-этажного дома, который строили пленные немцы. Хозяин не скрывает, что «единичка» требует ремонта. Приезжают, смотрят, но не берут. Вид из окон квартиры хороший: луг, недалеко речка, да и столица поблизости. А вот дом неизвестно сколько выстоит: обои отклеиваются, сантехника старая, только что работает, да и перекрытия прогнили. Деньги нужны на развитие бизнеса, а вот покупатель не спешит покупать «старье» даже за такие деньги. Приезжают, смотрят, прицениваются и пропадают. А с нынешней ситуацией по ипотеке Олег Васильевич и вовсе надежду потерял: «Если банки не дают денег, откуда ж их народ возьмет?»
В тренде
В Украине хотят ввести новую группу ФЛП: законопроект уже в Раде
Татьяна Владимировна живет в небольшом городке Кролевце (в 4 часах езды от Киева). Свою двухкомнатную квартиру, которая досталась после смерти свекрови, выставила на продажу еще в сентябре этого года. Средняя стоимость двушек в этом городке — $ 27 000, но учитывая, что квартира в старом доме и без ремонта — Татьяна Владимировна решила продавать ее за $23 000. Сразу появилось 2 покупателя, готовых сразу отдать всю сумму. Но дочка, которая живет в Киеве, сказала, что это очень дешево (каждая копейка на счету, потому что она собиралась покупать квартиру в столице и нужны были деньги на первоначальный взнос) и попросила мать продавать квартиру за $25 000. В итоге квартира уже 1,5 месяца простаивает в ожидании своего покупателя.
«В местных газетах объявлений о продаже квартиры — тьма. Очень много предложений, при этом огромный разнобой в ценах. Правда, на прошлой неделе пришел один покупатель, сказал, что берет. Договорились обговорить все на следующий день, но он не объявился. Наверное, банк перекрыл кислород, не выдал денег». На этой неделе ни одного звонка от покупателей не было. Женщина очень переживает, ведь СМИ говорят о том, что в столице могут рухнуть цены на недвижимость. «А если там начнут только дешеветь, у нас цены сразу обвалятся, нечего дочке будет дать на покупку квартиры в Киеве».
Хотя Татьяна Владимировна допускает, что может и снять квартиру с продажи — сейчас так поднялись процентные ставки по кредитам, что она не советует дочери залазить в долги перед банком. «Подождем, наверное, когда ситуация стабилизируется. А пока буду сдавать квартиру — какое-никакое, а подспорье к пенсии».
ПОКУПАТЕЛИ
Несмотря на то, что выйти на покупателя по объявлению очень непросто, нам удалось пообщаться с Оксаной-финансистом, которая пытается купить две однокомнатные квартиры: семейные обстоятельства вынуждают разменять свою «трешку». Но, к сожалению Оксаны, купить две однокомнатные квартиры взамен своей без помощи банка нереально: приличные «единички» — товар очень ходовой, и их суммарная цена оказывается на $20—30 тыс. больше очень пристойной трехкомнатной квартиры.
Поскольку банки кредиты выдавать перестали, а срок депозита Оксаны заканчивается только через полгода, она с грустью констатирует: в ближайшие полгода разъехаться нереально. Кроме того, покупателя на ее трехкомнатную тоже пока не нашлось: на сегодняшний момент это очень не популярный товар.
Анна и Вадим — молодая семья, которая пытается обзавестись своим жильем: они прикинули, что снимать за $600—700 квартиру не логично: лучше жить в своей, затянуть потуже пояски и отдавать чуть больше денег в банк. Квартиру нашли еще в сентябре, даже задаток дали — ожидали ответа от банка. Но этот банк временно выдачу кредитов прекратил, и ребята с ужасом ждут, что будет с их будущей квартирой и задатком: хозяева могут передумать, пока банк начнет выдавать кредиты. Подыскивают судорожно сейчас другой банк, но тех, которые выдают кредит — единицы, и делают они это на драконовских условиях.
Сергей, иногородний студент-экономист из обеспеченной семьи уговорил своих родителей чуть обождать: цены на квартиры должны упасть. По его словам, так поступают многие его знакомые-студенты, родители которых покупают очень недорогие квартиры в столице, чтобы вложить деньги в будущее детей: и учиться, и жить в Киеве.
Елена, пиар-менеджер крупной столичной компании, вообще решила отказаться на время от покупки жилья: «На первичке подешевле продают квартиры в строящихся домах — но туда сейчас страшно влазить, куча строек заморожено. В достроенном «новострое» цены кусаются. Двушка — минимум 180 тысяч, это сейчас нереальная цена, учитывая, что банки ужесточили кредиты. Можно было бы купить жилье на вторичке, например, за 100 тысяч, у меня есть сумма для первоначального взноса, банк бы нашла, который выдает кредит. Но я боюсь в него влезать. Вдруг через месяц ставка вырастет так, что ежемесячные выплаты увеличатся в 2 раза?».
Читайте самые важные и интересные новости в нашем Telegram